15:53 

Про мыльный пузырь

Hagene der degen
Писанина из старого заброшенного ЖЖ, которую я больше нигде не сохранял. Пусть висит и здесь. А кому-то, возможно, будет приятно вспомнить..:D

Я подумал, что, может быть, не одному читателю германского эпоса приходила в голову мысль – а как бы выглядел супергерой Зигфрид без своей чудесной неуязвимости? Что было бы, если бы ему пришлось драться на равных, действительно в честном бою? Можно не напрягать фантазию: средневековые немцы этот момент додумали – и надо сказать, не в пользу Зигфрида…


Есть, например, средневековая поэма «Розовый сад у Вормса», где кульминационным моментом является как раз то, как Дитрих Бернский гонял Зигфрида по розовому саду и рубил в капусту, и тот спасся только Кримхильде под плащ нырнув… Забавная довольно вещица, с грубоватым юмором и малопочтительным отношением к древним героям, но более примечательна, на мой взгляд, история о походе в страну бертангов (Bertangenland), пересказанная в «Тидрексаге». В ней Дитрих (Тидрек) и его товарищи (среди которых Гунтер и Хаген) отправляются в страну бертангов, чтобы померяться силой в поединках с королём Исунгом и его сыновьями. Зигфрид же был у короля Исунга знаменосцем (к Исунгу он приехал прямо от Брюнхильды). После всех поединков, для людей Дитриха большей частью неудачных, настало время для главного – поединка Дитриха с Зигфридом.
Зигфрид был, конечно, неуязвим, но… почему бы на чудесную защиту не найтись чудесному оружию? Единственным мечом, способным пробить роговую кожу Зигфрида, был меч Мимунг, и этим мечом владел один из воинов Дитриха – Витеге (в саге «Видга»), сын кузнеца Виланда. Зигфрид это знал и перед битвой взял у Дитриха клятву, что тот не будет использовать Мимунг. (Каков герой! Согласен драться только при условии, что ему самому не сделают больно…)
Дитрих, необдуманно давший обещание, два дня бился с Зигфридом, но не мог ничего с ним сделать (впрочем, и Зигфрид не мог справиться с Дитрихом и даже его не поранил, хотя Дитрих был нормальным человеком, с нормальной кожей, а не роговой). На третий день Дитрих, обескураженный тем, что его меч не пробивает кожу Зигфрида, всё же вытребовал у Витеге Мимунг. Когда противники вновь встретились для битвы, Зигфрид первым делом потребовал от Дитриха повторения клятвы – что в руках у него не Мимунг, т. к. против Мимунга Зигфрид биться не хотел. Дитрих выкрутился, воткнув меч в землю за спиной и поклявшись, что у него нет ни рукоятки Мимунга в руке, ни его острия поверх земли. Зигфрида такая клятва удовлетворила, и начался бой. Но теперь, когда противники были в равных условиях, сразу и выяснилось, кто есть кто: «в совсем короткое время» Зигфрид получил пять ран. Поняв, что у Дитриха Мимунг, Зигфрид тут же… сдался. «Господин Дитрих, я хочу теперь сдать своё оружие и стать твоим воином; не позор служить такому властителю, как ты, - сказал Зигфрид. – Я знаю, что ты так благороден в помыслах и так богат достоинством, что лучше я отдамся в твою власть, чем потеряю свою жизнь».

После этого-то, между прочим, когда люди Дитриха разъехались, Зигфрид оказался в Вормсе, где женился на Кримхильде, получил полкоролевства в придачу и подбил Гунтера Брюнхильду в жёны взять… Но то уже другая история, а каков тут из Зигфрида герой - что ж, вполне ясно: герой ровно до тех пор, пока не схлопочет . :otstoy: :gigi:

@темы: Nibelungen

URL
Комментарии
2011-08-01 в 16:27 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
О, источник бесконечного злорадства и чувства справедливого возмездия! :lol: :vict: Вспомнить было очень приятно.
Кстати, в таких условиях очень гадостно выглядит поведение Зигфрида в Песни, когда он явился и вызвал бургундских королей на поединок. Ни у кого из них Мимунга не было...
Да и дракона-то из ямы убивал... Я всё думала, сколько Зигфриду должно было быть лет на начало основных событий, но очень немного, вряд ли больше двадцати, и в этом контексте меня очень удивило, что Вагнер сделал Хагена и его ровесниками.

2011-08-01 в 18:13 

Andata
А, помню этот текст, помню. Сколько я смеялась. :-D

2011-08-01 в 20:33 

Hagene der degen
Вспомнить было очень приятно.

:wine:

Поведение Зигфрида впрямь очень гадостно, удивительно даже, что после такого можно считать его несчастной невинной жертвой. Здесь же корень конфликта. Поведение всех главных персонажей там очень показательно. Здесь всё завязывается ещё задолго до скандала. А ведь поначалу-то Хаген советовал хорошо его принять....

Сколько я смеялась.

:jump:
Думаю, не перетащить ли ещё что-нибудь...

URL
2011-08-01 в 20:51 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Думаю, не перетащить ли ещё что-нибудь...
Перетащите, перетащите! :beg:

Поведение Зигфрида впрямь очень гадостно, удивительно даже, что после такого можно считать его несчастной невинной жертвой.
Судя по тому, как об этом пишут во всяких комментариях и мифологических энциклопедиях, здесь работают какие-то двойные стандарты. Не перестаю недоумевать! Когда Зигфрид собирается переубивать бургундских королей, пользуясь своей неуязвимостью, то это, оказывается, исторический конфликт между правом меча и правом наследования, за которое выступает Гюнтер, ссылающийся на своих королевских предков. О том, как это выглядит реально, а не метафорически, просто забывается. Когда Зифгрид и Гюнтер обманывают Брюнхильду - это рассматривается через призму мифологии и эпоса. А когда Хаген убивает Зигфрида - это "просто злодейство", и никто ничего не поясняет. Да к тому же в спину, какой ужас. Ни феодальное право, ни эпос, ни просто обстоятельства и побудительные мотивы героев не рассматриваются, потому что этому герою полагается быть хорошим, а этому плохим с точки зрения читателя определённой эпохи. И мерят всех в результате разными мерками. :bubu:

А ведь поначалу-то Хаген советовал хорошо его принять....
О чём почему-то забывают. Мне как-то и это подали в дурном ключе - мол, хитрит и дипломатит. :hang: Ну вот бывают же шоры...

2011-08-01 в 21:19 

Hagene der degen
Когда Зигфрид собирается переубивать бургундских королей, пользуясь своей неуязвимостью, то это, оказывается, исторический конфликт между правом меча и правом наследования, за которое выступает Гюнтер, ссылающийся на своих королевских предков. О том, как это выглядит реально, а не метафорически, просто забывается

Мне скорее непонятно, почему право меча может получить положительную моральную оценку в сравнении с правом наследования, так что поведение Зигфрида расценивается как нечто героическое. Да кто к нам с мечом пришёл, тот в орало и получит. Ну или в спину. :D

Когда Зифгрид и Гюнтер обманывают Брюнхильду - это рассматривается через призму мифологии и эпоса.

Даже более того - как похвальная смекалка Зигфрида. А когда Хаген смекнул, как уконтрапупить неуязвимого дуболома - "какое низкое коварство"! :nea:

Мне как-то и это подали в дурном ключе - мол, хитрит и дипломатит.

Ну так Плохиш должен быть во всём Плохишом....:facepalm3:

URL
2011-08-01 в 21:42 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Да кто к нам с мечом пришёл, тот в орало и получит
:vo:

Вот именно! Но осторожничающий Гюнтер - это не очень круто, а Зигфрид с его бандитскими замашками, очевидно, соответствует чьему-то представлению о героях. А, может, так как он был убит, то задним число и оправдывается. Как в старину по факту насильственной смерти автоматически считали мучеником.


Даже более того - как похвальная смекалка Зигфрида.

Что касается этого эпизода, то феминисток на Зигфрида нет :eyebrow:.

Ну так Плохиш должен быть во всём Плохишом....
Справедливости ради - меня вот дико взбесил эпизод с нападением саксов. Когда Зигфрид повёл с собой горстку людей против огромной армии - понтов ради. Оно, может быть, в мире Песни не плохо, но сам автор упоминает, что слава славой, а людей полегло немеряно. Это симптоматично для Зигфрида - сам-то он почти бессмертен. Но я подозреваю, что это результат моей личной нелюбви к нему или чересчур... реалистичного подхода :).

2011-08-01 в 22:08 

Hagene der degen
Но я подозреваю, что это результат моей личной нелюбви к нему или чересчур... реалистичного подхода

Или того, что это может оцениваться как героизм и сейчас? (в мире Песни-то ладно...)
В наших учебниках любят говорить о Хагене как о воплощении "жестокости феодального мира". А ведь на такую роль очень бы сгодился Зигфрид с его правом сильного и подвигами ради понтов...

URL
2011-08-01 в 22:14 

Hagene der degen
Удивительно всё-таки не отношение к Зигфриду в самой "Песни", а его мифологизация в качестве светлого героя в Новое время. Нехороший это был симптом...

URL
2011-08-01 в 22:35 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Или того, что это может оцениваться как героизм и сейчас? (в мире Песни-то ладно...)
Да... вот это действительно страшно.
Просто я воспринимала Песнь непосредственно как читатель и принимала на веру, то что там происходит. А такие поступки мне кажутся отвратительными, вне зависимости от места их свершения.
Отношение к Зигфриду в Песни - оно... чистое, что ли. Там все герои - именно герои, даже Гюнтер (хотя, казалось бы... Мне особенно нравится, что он даже в дурацкой истории с брачной ночью зовётся "долбестным героем" и пр.). И Зигфрид не был "лучом света в тёмном царстве". Но потом приходит умный критик и начинает вешать ярлыки, о которых автор и помыслить не мог. А уж когда под это подкладываются идеи различного содержания...

В наших учебниках любят говорить о Хагене как о воплощении "жестокости феодального мира".
А такое пишут?! "Чтоб мне вновь ожить..."

2011-08-01 в 22:45 

Andata
Kriemhild von Tronege Но я подозреваю, что это результат моей личной нелюбви к нему или чересчур... реалистичного подхода :).
Ох-ох... Если ты будешь реалистично оценивать эпос и пафос, боюсь тебе многое не понравится в ЛоГГ со стороны имперцев. *Начинает воноваться.*
Сорри за оффтоп.

2011-08-01 в 22:47 

Hagene der degen
Там все герои - именно герои
Да. И моральными оценками автор не разбрасывается.

А такое пишут?!

В советское время писали. Да и сейчас могут такое ляпнуть, мне попадалось. А Зигфрид, можно подумать, "народный герой"... :lol2:

URL
2011-08-01 в 23:11 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Да. И моральными оценками автор не разбрасывается.
Я бы сказала, он всех любит как автор :). Для меня это вообще образец авторского отношения к происходящему - пусть читатель своё мнение сам составляет.

Да уж, нашли выразителя народных чаяний... Очевидно принципу "на безрыбье". Если произведение великое, там должно быть, а иначе оно не великое. Вроде как Шекспира сделали чуть ли не тайным бунтовщиком :)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Auf der Wacht

главная