Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:25 

Нибелунги в "Тидрексаге"

Hagene der degen
После долгих раздумий я решил всё-таки рассказать о том, как представлены сказания о нибелунгах в «Тидрексаге». Хотя любой желающий может прочитать соответствующие части саги по-немецки на nibelungenrezeption (даже не придётся перелезать через готический шрифт, как мне в своё время пришлось), но… я уже по опыту знаю, что лучше рассказать самому. :)

Пара слов об источнике
«Сага о Тидреке» (13 век) представляет собой пересказ немецких эпических сказаний, скомпилированных в подобие «романа», где объединяющей фигурой является Дитрих Бернский, любимый герой средневековых немцев. Поскольку эпический цикл о Дитрихе соприкасался с другими сказаниями, это повлекло за собой и их включение в рассказ; эти же истории, в свою очередь, потянули за собой и другие, с Дитрихом никак не связанные; в результате сага оказалась большим собранием различных немецких сказаний. Поэтому «Тидрексага», хоть и записанная в Норвегии, относится собственно к немецкой, а не к скандинавской литературе. По словам самого рассказчика, его повествование основано на «рассказах и песнях мужей немецких» из Зёста, Мюнстера и Бремена.
«Тидрексага» представляет собой не просто немецкую версию эпических сказаний, но – более конкретно – северно-немецкую, и у неё есть свои особенности (какие – дальше будет видно). Эта исключительно ценная для истории германских сказаний сага не переводилась на русский язык (насколько мне известно); по счастью, она переводилась на немецкий, что было в известном смысле «возвращением на родину». Немецкие издания, о которых мне известно, относятся к концу 19 или первой половине 20 века.
Следует помнить, что «Тидрексага» лишь пересказ, лишь слабый отблеск не дошедших до нас оригиналов. Однако даже в пересказе очень заметно, что «исходники» были разного качества. Представленные в саге истории очень неравноценны - это бросается в глаза даже при самом беглом взгляде. Это касается и сюжетов нибелунговского цикла.
Как известно, цикл сказаний о нибелунгах включает 4 сюжета – о подвигах Зигфрида, о Брюнхильде, о гибели бургундов и о смерти Аттилы. В «Песни о нибелунгах» использованы 2-й и 3-й – с 1м автор ограничился кратким упоминанием (и правильно сделал), а 4й потерял смысл после того, как роль губителя бургундов перешла от Аттилы к Кримхильде. Сюжеты эти, напомню, изначально самостоятельные, долгое время существовавшие и развивавшиеся по отдельности; и в «Песни», объединившей 2 сюжета в одно произведение, всё равно отчётливо выделяются две части, не только не вполне согласованные, но и ооочень уж разного качества. В Тидрексаге присутствуют все 4 сюжета, и их самостоятельность ещё более заметна – связь между ними лишь поверхностная. И качество историй, опять же, очень разное. Оно повышается при переходе от одного сюжета к другому; своих вершин повествование достигает в истории гибели нибелунгов и в очень сильной, прекрасно рассказанной истории гибели Аттилы, представляющей собой одну из жемчужин «Тидрексаги». Что же до Зигфрида, то тут имеет место развесистая клюква (и с неё, увы, придётся начинать). Такая неоднородность отражает ту эволюцию, которую претерпели различные сюжеты цикла о нибелунгах; если одни подвергались усложнению и более глубокой и тонкой обработке, то другие деградировали и скатывались в лубочную литературу.
И последнее. При пересказе я буду употреблять имена героев в их немецком произношении (сага даёт скандинавское, иногда искажённое немецкое); это кажется мне не только правомерным, но и совершенно необходимым – скандинавские имена неизбежно потянут за собой ассоциации с Эддой, что здесь совершенно не нужно; перед нами именно немецкая версия.
На этом официальную часть считаю закрытой.

Прежде чем продолжить, вопрос: нужно ли это?...

Часть 1. Лучезарный дубинушка hерой
запись создана: 03.01.2012 в 16:40

@темы: Nibelungen

URL
Комментарии
2012-01-03 в 17:49 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
но… я уже по опыту знаю, что лучше рассказать самому.
Это точно :-( Впрочем, так в чём-то интереснее :)

скандинавские имена неизбежно потянут за собой ассоциации с Эддой,
Они такие же, как в Эдде? Гуннар, Хёгни и пр.? И Кримхильду приравняли к Гудрун, или всё же имя по-другому перевели?

Прежде чем продолжить, вопрос: нужно ли это?...
ДА! ДА! ДА!!
*отдышавшись* Нет, ну как можно: растравили душу, приманили, и - "а нужно ли?" Ещё б не нужно...

З.Ы. Отправилась читать Тидрексагу. Главное моё удивление: я понимаю то, что там написано :alles:

2012-01-03 в 18:03 

Hagene der degen
И Кримхильду приравняли к Гудрун, или всё же имя по-другому перевели?

Нет, не Гудрун. Гримхильд.

Ещё б не нужно...
Главное моё удивление: я понимаю то, что там написано

Так вот, может, уже и не нужно.... :alles:

URL
2012-01-03 в 18:07 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Hagene der degen, Нет, не Гудрун. Гримхильд.
Спасибо

Так вот, может, уже и не нужно....
Всё одно, от Вас это слышать интереснее, чем просто читать. А ещё интереснее - в параллель читать сагу и Вас. :) Так что нужно ещё как!

(Форменное извращение - читать со словарём Тидрексагу, когда завтра ехать в Москву, нужно этюды сдавать, а мне на всё уже наплевать... :horror: )

2012-01-03 в 18:11 

Hagene der degen
(Форменное извращение - читать со словарём Тидрексагу, когда завтра ехать в Москву, нужно этюды сдавать, а мне на всё уже наплевать...

Боже мой, у Вас же сессия, а тут я с нибелунгами... Mea culpa, mea culpa, mea maxima culpa! :apstenu:

URL
2012-01-03 в 18:14 

Himmelblau
Mind shall not falter nor mood waver
Прежде чем продолжить, вопрос: нужно ли это?...
Да, конечно. Комментированное чтение всегда интересней! И полезней.

2012-01-03 в 18:19 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Hagene der degen, Боже мой, у Вас же сессия, а тут я с нибелунгами... Mea culpa, mea culpa, mea maxima culpa!
Это творческая сессия, так что без нибелунгов вообще не прожить. Да и вообще, я была должна бороться с соблазном... Не бейтесь апстену, пожалуйста :friend:

Himmelblau, Да, конечно. Комментированное чтение всегда интересней! И полезней.
Точно!
Да и вообще, Хаген, неужели Вы всерьёз могли представить, что у кого-то повернулся б язык сказать "Не нужно"? :alles: Да отрежут лгуну его гнусный язык (с)

2012-01-03 в 18:36 

Himmelblau
Mind shall not falter nor mood waver
Это творческая сессия, так что без нибелунгов вообще не прожить.
У меня не сильно творческая (у меня вообще халявная... пока что), но без нибелунгов всё равно не прожить. Так что я присоединяюсь к Кримхильде и тоже прошу не тратить силы на битьё апстену! =)

Да и вообще, Хаген, неужели Вы всерьёз могли представить, что у кого-то повернулся б язык сказать "Не нужно"? Да отрежут лгуну его гнусный язык (с)
И под этим тоже подписываюсь :crzfan:

2012-01-03 в 19:43 

Hagene der degen
Да и вообще, Хаген, неужели Вы всерьёз могли представить, что у кого-то повернулся б язык сказать "Не нужно"?

Ну а вдруг? :gigi:

Ладно, не самое важное уже добавил в этот пост. Дальше про Зигфрида будет.

URL
2012-01-03 в 19:49 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Hagene der degen, Ладно, не самое важное уже добавил в этот пост.
Ура! :)

2012-01-03 в 20:01 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
"Она заслужила того, чтобы быть повешенной".
Понимаю, почему Хартвин отринул эту идею. Уж такой был бы параллелизм - ведь ему этим самым и грозили...

Тупость Зифгрида явно наследственная... И женщинам с этой семейкой сильно не везёт...

2012-01-03 в 20:12 

Himmelblau
Mind shall not falter nor mood waver
зато просматривается легенда о Женевьеве Брабантской, только что без хэппи-энда
К вопросу о нужности комментированного пересказа: вот, узнала что-то новое :)


Пока они сражались, королева родила красивого мальчика и положила его в стеклянный сосуд.
Самый интригующий вопрос - откуда она взяла означенный сосуд! :-D

2012-01-03 в 20:20 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Himmelblau, Самый интригующий вопрос - откуда она взяла означенный сосуд!
Служанку не разрешили взять с собой, а стеклянную вазу - почему бы и нет :)

2012-01-03 в 20:35 

Hagene der degen
Самый интригующий вопрос - откуда она взяла означенный сосуд!

Сказано, что она везла с собой какую-то утварь. Хотя зачем? :hmm:

Тупость Зифгрида явно наследственная...
:-D

Кажется, Зигмунда здесь спутали с Зигфридом... с тем, который муж Геновевы. :)

URL
2012-01-03 в 20:50 

Hagene der degen
Правда, я не уверен, существовала ли тогда уже легенда о Женевьеве... Да всё равно, схема-то, можно сказать, архетипическая. Советник-клеветник, мнимая измена жены и легковерный муж. Который либо папа Зигфрида, либо сам - Зигфрид. :gigi:

URL
2012-01-03 в 21:00 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Сказано, что она везла с собой какую-то утварь. Хотя зачем?
В хозяйстве пригодится :) Вроде как она собиралась встречать Зигмунда из похода? Тогда барахло могло быть для встречи. Муж устал с дороги. Вина ему налить, коврик постелить :crznope: По крайней мере, других логичных вариантов я не вижу...

Правда, я не уверен, существовала ли тогда уже легенда о Женевьеве... Да всё равно, схема-то, можно сказать, архетипическая.
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь...

...засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

Тоже вариация на тему.

2012-01-04 в 17:58 

Andata
Конечно же нужно продолжать! :)
Спасибо!

Рождение Зигфрида прямо такой треш..:lol:

Правда, я не уверен, существовала ли тогда уже легенда о Женевьеве...
Насколько я знаю, легенда о св. Женевьеве появилась позже. Но по одной версии в основе это легенды лежит история Марии Брабантской, которая тоже кончила плохо, в пример жены этого Зигмунда, так что вполне может быть аллюзия на нее (она ведь тоже 13 века рождения:-D) Но это я просто так, не надо принимать всерьез.;-)

2012-01-04 в 18:07 

Hagene der degen
Продолжу обязательно. :) Но сегодня я сделал себе перерыв.

Рождение Зигфрида прямо такой треш..

Это ещё дело не дошло до подвигов Зигфрида... Во где трэш! :lol::lol:

А как мужа той Марии звали, неизвестно? Может, он тоже был на Зиг-? :D

URL
2012-01-04 в 18:11 

Andata
Hagene der degen, Это ещё дело не дошло до подвигов Зигфрида... Во где трэш!
Охотно верю))

А как мужа той Марии звали, неизвестно? Может, он тоже был на Зиг-?
Нет, он не Зигфрид:) Он Людвиг II Строгий :gigi:

2012-01-04 в 18:17 

Hagene der degen
А жаль. Зигфрид II Туповатый подошло бы больше.

Ждите следующей серии. :)

URL
2012-01-04 в 18:38 

Andata
Hagene der degen, Зигфрид II Туповатый подошло бы больше.
:-D

Уже жду.:)

2012-01-04 в 23:32 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Lika_k, Насколько я знаю, легенда о св. Женевьеве появилась позже. Но по одной версии в основе это легенды лежит история Марии Брабантской, которая тоже кончила плохо, в пример жены этого Зигмунда, так что вполне может быть аллюзия на нее (она ведь тоже 13 века рождения) Но это я просто так, не надо принимать всерьез.
Тяжела была жисть женщины в тринадцатом веке :gigi: Особенно в Брабанте.


Hagene der degen, Зигфрид II Туповатый подошло бы больше.
:lol: К слову, мне просто страшно представить, что Зигфрид во дни своего правления натворил в Нидерландах... Вся надежда на Кримхильду

Ждите следующей серии.
Вся страна прилипла к экранам :dance3:

2012-01-05 в 01:38 

Andata
Тяжела была жисть женщины в тринадцатом веке Особенно в Брабанте.
:-D Какая-то нездоровая атмосфера царила в Брабанте.
:weep3::gigi:

2012-01-05 в 13:26 

Hagene der degen
Я добавил про Зигфрида. :D

URL
2012-01-05 в 15:20 

Andata
Спасибо!

:facepalm3::facepalm3::facepalm3:
У Вагнера он, оказывается, совсем ничего... Это ж что творится-то люди добрые?! :gigi::facepalm3:

2012-01-05 в 15:42 

Hagene der degen
Да уж... ГероизЬм и лучезарность прут со страшной силой! :D

URL
2012-01-05 в 15:55 

Andata
он думает, что убить человека сейчас было бы не сверх его сил
:facepalm3::hang::-(

Вот настоящий символ слепой стихии!:gigi:

2012-01-05 в 16:03 

Hagene der degen
Нет, это символ очень положительной естественности, невинности и целомудрия! :gigi:

URL
2012-01-05 в 16:05 

Andata
:lol:
Детской непосредственности :lol::-D

2012-01-05 в 16:09 

Hagene der degen
И вообще идеальный герой и человек будущего!

URL
2012-01-05 в 16:27 

Hagene der degen
А мы глумимся... Это ж так естественно, так человечно, так трогательно... Пожрал от пуза - замочил кого-нибудь, пожрал - замочил.... :horror2:

URL
2012-01-05 в 16:33 

Andata
Мы бесчувственные викинги:gigi::lol:

2012-01-05 в 16:37 

Hagene der degen
Тёмные и испорченные люди, ничего не понимающие в высотах героизма и наилучезарнейшей идеальности... :alles:

URL
2012-01-05 в 16:50 

Andata
Куда нам до ценителей истинного героизма!:-D

2012-01-05 в 17:28 

Himmelblau
Mind shall not falter nor mood waver
Зигфрид так схватил его за волосы, что он упал на землю.
По-моему, тут пропущен момент "и приложил его об землю". :-D

Ты не делаешь ничего, кроме глупостей, а ведь ты сейчас уже достаточно силён, чтобы делать столько же, сколько любой из них
Вот она, польза трудового воспитания.

Миме закричал: «Ещё никогда я не видел, чтобы человек ударил ужаснее и неудачнее! Что бы из тебя ни вышло, к ремеслу ты никогда не будешь годен»
Это мне сильно напомнило сцену в повести "Мастер Мартин-бочар и его подмастерья". Там тоже был субъект, который крушил всё кругом и о ремесле не помышлял.

2012-01-05 в 17:35 

Andata
Это мне сильно напомнило сцену в повести "Мастер Мартин-бочар и его подмастерья"
Точно)) И он остался с носом, хоть и был рыцарем))))

2012-01-05 в 17:41 

Hagene der degen
Вот она, польза трудового воспитания.

Скорее, вред воспитания бездельного. :)

URL
2012-01-06 в 02:18 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Вот, меня не было всего день, а столько интересного произошло :)
Но это просто ужас! Если про детство Зи было ещё забавно читать, то про дракона - уже жутковато. Этот товарищ - натуральный социопат. Без преувелличений, клинический. К тому же такая агрессия... Жесть. Впрочем, чего хотеть от ребёнка с такой наследственностью, да ещё воспитанного оленихой... А какое правдоподобие-то, а? Не куртуазнм рыцарем вырос, а опасным психопатом, прямо как в современном романе ;-)

После этого он отправился домой, неся в руке драконью голову.
Что-то эта мизансценка мне напоминает...

2012-01-06 в 11:50 

Himmelblau
Mind shall not falter nor mood waver
Что-то эта мизансценка мне напоминает...
Ага, влача за шёлк кудрей или как там было :-D

2012-01-06 в 17:57 

Hagene der degen
Жесть. Впрочем, чего хотеть от ребёнка с такой наследственностью, да ещё воспитанного оленихой..

Олениха всё ж травоядное, так что агрессия вряд ли по её вине. :)

Этот товарищ - натуральный социопат.

Да Вы что! Это ж Светлый Герой! :-D

URL
2012-01-07 в 00:28 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Hagene der degen, Олениха всё ж травоядное, так что агрессия вряд ли по её вине.
Ну-у, если она воспитывала его как мальчика-оленёнка... Олени-то довольно агрессивны. В этом смысле у Зигфрида явно бли развесистые рога.

Да Вы что! Это ж Светлый Герой!
Ага, и чем он опаснее для общества, тем он светлее...

2012-01-07 в 15:15 

Hagene der degen
В этом смысле у Зигфрида явно бли развесистые рога.

:lol: Что-то у меня от этого воображение разыгралось... :facepalm:

и чем он опаснее для общества, тем он светлее..
Ну так само собой. Потому что общество - зло, а Зигфрид - Бобро! :gigi:

URL
2012-01-07 в 20:48 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Hagene der degen, Что-то у меня от этого воображение разыгралось...
Эта сага, чёрт возьми, провоцирует! :D И вообще, не одному же Гунтеру ходить рогатым. :shy2:

Потому что общество - зло, а Зигфрид - Бобро!
Все эти романтики в итоге допрыгались :chainsaw:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Auf der Wacht

главная