20:16 

Вменяемый человек в невменяемом мире

Hagene der degen
Отказавшись от идеи препарировать здесь "Список Шиндлера", всё же не смог отделаться от мысли хоть как-то затронуть главного героя. Точнее, его прообраз... Про которого всякий спец по Правде с большой и жирной буквы П знает, что был он не таким, как в кино.
А ведь в чём-то и в самом деле не таким - хотя бы потому, что из всей его деятельности в фильм попала лишь часть. Очень многое осталось за кадром - возможно, даже самая "круть." Думаю, понятно, почему так произошло - даже в трёхчасовой фильм при всём желании всего не запихать.
Некоторые же вещи в кино показывать и вовсе было бы нежелательно - я имею в виду агентурные штучки. То, что Шиндлер был агентом абвера, все уже в курсе, не столь широко известно то, что с 1942 года он работал на Ваад и Еврейское агентство, в 1943 встречался с лидерами венгерских сионистов, информируя их о положении в Польше (протокол встречи сохранился), а о том, как однажды был организован слив информации из лагеря Плашов, Ицхак Штерн хорошо рассказал в 1949 году.


Т. н. список Давар. Отсюда.

Такое в кино не покажут, что, пожалуй, и хорошо, ибо куча дураков... пардон, зрительская масса с зашаблоненным мышлением просто не смогла бы это адекватно переварить. Мало ли что потом в итоге родят... да и рожают относительно всей истории Шиндлера. Достаточно зайти в рунет: чего-нибудь приличного по теме - кот наплакал, при этом попугайски-бездумно повторяемой "разоблачательской" хреноты в стиле "это всё придумал Черчилль в восемнадцатом году" (слово "ревизионизм" я считаю слишком пафосным и неподходящим) - что собачьего дерьма на провинциальной российской улице весной. Всё, естественно, под лозунгом "разоблачения мифов".

Что ж, впору устроить свой собственный ревизионизм. Ибо клятый Голливуд в лице прекраснодушного либерала Спилберга, который сам не ведал и не понял, что сотворил, а понял бы, так кондратий бы привиделся, подсунул пушистому Прогрессивному Человекчеству в качестве героя совершенно идеологически неправильного человека.



Оскар Шиндлер. Слева - оригинал, справа - кинообраз.

Не должен он был делаться героем для нашего времени, ох не должен был... И не потому что не заслужил, а потому что такие у нас времена. Не случайны эти вопли о том, что в фильме он идеализирован - если даже киношный образ, упрощённый и приглаженный, никак не походит на светлый идеал, то реальный прообраз мало того что ни в какие моралистические шаблоны не влезает, так ещё и совершенно не "мэйнстримный" герой. Немецкий патриот и даже имперец (отнюдь не просто "оппортунист"), абсолютно не пацифист (то, что на его последнем заводе делали халтуру, вовсе не говорит о неприятии "войны как таковой"), который в арабо-израильском конфликте был за Израиль... вот это, наверное, самое стрррашное - мало ему было во время войны якшаться с сианистами, так ещё и потом безоговорочно поддерживал израильскую военщину. Если бы это каким-нибудь образом могло попасть в фильм, то наверняка светлый образ в глазах массовой аудитории рухнул бы, не успев сложиться. Ибо с идеалом хуманиста не гармонирует ну совсем никак: где же миротворчество, где призывы подставить другую щеку, где "насилие порождает только насилие", где же "птичку жалко"?...

Я думаю... о нашем спасителе Оскаре Шиндлере, который совершенно не был "непатриотичным малым", как предполагается, например, в случае социалистов. Нет, он был немецкий патриот, который ещё до войны работал в абвере адмирала Канариса и из-за этого сидел в чешской тюрьме. Он хотел видеть великую и сильную Германию, но не мог понять, почему евреи должны быть уничтожены.

Мечислав (Митек) Пемпер, один из "евреев Шиндлера" (и один из его помощников). Отсюда



И в самом деле - разве для того, чтобы построить великую Германию, уничтожение евреев было хоть как-нибудь нужно?... Не только с точки зрения морали - с точки зрения реальных интересов страны режим занимался чёрт знает чем. Для того, чтобы это понять, достаточно было обладать здравым смыслом, даже не обязательно будучи при этом чемпионом по жалости к ближнему. Непереносимость насилия, если на то пошло, встречалась и среди "кабинетных убийц" - организаторов геноцида. Гиммлер вот, когда ему продемонстрировали массовый расстрел, хлопнулся в обморок, а потом, оклемавшись, впал в истерику. И что? А ничего... Как всё было, так и продолжилось, а впоследствии тот же Гиммлер в Познани моралистические речуги толкал перед эсэсовцами, что да, жутко, да, тяжело трупы штабелями укладывать, но надо, ибо долг и "моральное право"... Если человек невменяемый идейный пень, для которого трупы штабелями - это фундамент для построения Утопии, то никакая мягкотелость не поможет. Ещё и героизм усмотрит в том, чтобы наступать на горло собственной впечатлительности.
Шиндлер же - человек очень приземлённый. Идеологическая дребедень вроде Светлого Будущего Человекчества интересовала его как прошлогодний снег, так что за всю жизнь он не примкнул ни к какой идеологии вообще. Правда, примкнул к нацистской партии, и это интересный вопрос - почему.
У меня сложилось впечатление, что большинство людей может представить себе лишь два побудительных мотива для вступления в партию - идейный либо шкурный. Не слишком популярен третий вариант - что можно было повестись на неидеологическую составляющую партийных обещаний. Не потому ли, что такой вариант для многих сразу бы перевёл человека в категорию "тех же нацистов", ибо при широко распространённом крайне мифологизированном восприятии Третьего Рейха его идеологическая и неидеологическая сторона воспринимаются одним пакетом, как взаимосвязанные явления одного порядка, хотя взаимосвязи у германского патриотизма и нацистской расовой мистики не больше, чем у кашля с плоскостопием, даже если то и другое может встречаться одновременно.
Так вот, должен подчеркнуть, что в желании пересмотреть Версальский договор и присоединить к Германии Судеты нет ничего специфически нацистского и само по себе это преступным не являлось (кто-то может сказать, что это не совпадало с интересами Чехословакии, но это вопрос именно интересов, а не морали. Территориальные разборки, в общем-то, нормальная вещь). Любому вменяемому, неидеологичному немецкому правительству осуществление этого было бы поставлено только в заслугу. И если кто-то повёлся на обещание отдать Судеты Германии, то ещё не факт, что он тем самым сделался "тем же нацистом".
Шиндлер - судетский немец. По рождению - подданный Австро-Венгерской империи. Когда после Первой мировой войны Судеты достались новообразованному государству Чехословакия, судетские немцы (именно в этот период ставшие сами себя так называть) отнеслись к этому без энтузиазма и мириться с этим не думали. Со стороны чехов они большой любовью не пользовались, но это не суть важно. Достаточно констатировать, что это была бомба замедленного действия, ибо выкроить такой тянитолкай из нескольких крупных этнических групп, тянущихся к своей этнической родине, и надеяться, что простоит он долго и мирно, было бы наивно.
С 1935 года Шиндлер состоял в Судетско-немецкой партии, в чём был неоригинален. Первоначально скорее консервативная сепаратистская партия, ставшая затем пронацистской, эта партия пользовалась популярностью среди судетских немцев, ибо много обещала и в том числе присоединение Судет к Германии. Я пишу об этом лишь для того, чтобы напомнить, что нацизм умел казаться более респектабельным и более "правым", чем он был на самом деле, и мог ловить приверженцев не только на идеологический "крючок". Об этом Шиндлер писал в 1956 году американскому журналисту Курту Гроссману, говоря о "группе изолгавшихся лицемеров... которые при помощи хорошей пропаганды обещали освободить мою родину, Судеты - а в действительности низвели её до колонии и разграбили".
Ясное дело, что кто-то вместе с патриотической наживкой заглатывал и идеологию (те, кто воспринимал их одним комплектом, как это сегодня принято), но обязательным и неизбежным это не было. Вот как охарактеризовал Оскара один из его еврейских друзей детства (сын раввина, чья семья жила по соседству с Шиндлерами в Цвиттау): "Это был судетский фашист и член партии Генлейна... Шиндлер был правоверен во всём, кроме одного. Это расовая политика."
Некоторые граждане в ужас и негодование впадают, узнав, что он был завербован абвером... Ну, если бы он в СС вступил, я бы тоже, по меньшей мере, насторожился... Но работа на военную разведку сама по себе никакое не "преступление против человечности" и даже не свидетельство идейности, ибо в абвере было достаточно "реакционеров" - старомодных "правых", бывших "реакционерами" по нацистской же терминологии. Хотя в успешной вербовке Шиндлера главную роль, сыграл, видимо, его фирменный авантюризм и любовь к риску, нельзя сказать, чтобы произошло это совсем безо всякой сознательности. Перед чешской полицией он, конечно, мог сколько угодно шлангом прикидываться и говорить, что хотел-де просто бабла срубить... В письме Фрицу Лангу он объяснял своё решение влиянием отца, который всегда был верен "традициям кайзеровской и королевской армии".
Как отмечает Робин О'Нил, биограф Шиндлера, это был, вероятно, один из самых неумелых агентов, завербованных абвером. Он умудрился очень наивным и глупым способом спалиться, загремел в чешскую тюрьму, откуда вышел, после завоевания Чехословакии, с ореолом героя и мученика ("нимбом политзаключённого", говоря его собственными словами; "сделался по легкомыслию мучеником"), на патриотической эйфории вступил в НСДАП. История с проколом и арестом, надо сказать, послужила ему хорошим уроком на будущее, чтоб не действовать импульсивно и сдуру. Может, это странно звучит, но в главном деле его жизни - спасении евреев - его опыт работы в разведке пошёл ему на пользу...
Поскольку у меня нет задачи описывать всю его биографию, упомяну вскользь, что его поведение в начале войны невозможно оценивать с точки зрения того, был ли он юдофобом или юдофилом - ибо не был ни тем, ни другим. Скорее, он вёл себя как человек, для которого никакого еврейского вопроса не существует вообще. Да, выиграл от ариизации и приобрёл еврейскую фабрику (будь она польской, это ничего бы не меняло), и одновременно с этим предупреждает Штерна о готовящемся погроме, заводит еврейских друзей, ходит к еврейским соседям и вообще настолько плюёт на все установления, касающиеся обращения арийцев с евреями, что Леон Босак даже спрашивает его, не боится ли он (на что в ответ Шиндлер толкнул явное фуфло о том, что его как обладателя "Ордена крови" могут арестовать лишь по приказу фюрера - однако в дальнейшем гестапо арестовывало его трижды). Думаю, излишне будет напоминать, для сколь многих немцев это был максимум допустимого "гражданского мужества", а для большинства так и вовсе чем-то непредставимым.
Не будучи идейным нацистом, не стал он впоследствии и каким-нибудь "антифашистом". Он остался патриотом. В упомянутом протоколе встречи с лидерами венгерских сионистов Шиндлер относит уничтожение евреев к "политическим ошибкам", тогда как "немецкий вермахт достиг великолепных успехов и мог бы выиграть войну". Мнение о безгрешности вермахта не так интересно, как то, что сами по себе немецкие победы его могли только радовать. "Но политика, которая проводится в отношении побеждённых народов, неправильна". "Разбивать сапогами головы младенцам - это не военное искусство". Это позиция не идейного "антифашиста", и тем более не идейного гуманиста. При том, что в последней цитированной фразе налицо гуманизм несомненный, только это гуманизм земной и разумный - он отвергает бессмысленную жестокость, а не "войну как таковую". Примечательно, что назвав неправильной политику в отношении побеждённых народов, он и не думает осудить сами по себе завоевания...
Это позиция вменяемого, неидеологичного немецкого патриота. По старой советской, и не только советской традиции таких валят в одну кучу с "теми же нацистами". Не потому ли и то, что Оскара занесло в партию, охотнее объясняют оппортунизмом - иначе широкая обЧественность не примет, а кто-нибудь (как та чешская дама-политик от компартии, что всё борется с фашизмом в его лице) и в "разоблачения" кинется...
После войны он, как и другие судетские немцы, потерял малую родину ("Прежде всего я хочу сказать, что я немец не из старого рейха, я судетский немец... и теперь принадлежу к миллионной армии изгнанников. (Картины моего бегства и унижения со всем кровавым ужасом чешской садистской своры так же живы в моей памяти, как преступления немецких сверхчеловеков против беззащитных евреев, поляков, женщин и детей") - из письма Фрицу Лангу). Но при очевидной победе над Германией, с такими вот неприятными последствиями, нацизм не исчез, и Шиндлер это видел. В 1948 году, в письме британскому еврею Леви он говорит о подъёме антисемитских настроений и замечает, какую теперь они имеют окраску: "В нынешней Германии развивается нео-нацизм, часто перерождающийся в проникающий из восточной зоны нацикоммунизм" (вот здесь по ссылке "Schindlers Koffer" многостраничный pdf на немецком, откуда взята эта и некоторые другие цитаты). Подчеркну лишний раз, что это пишет не интеллектуал какой и вообще человек не самый мыслящий, но действительность он оценивает весьма здраво. Не потому ли, что никакие идеологические шоры не мешают... Он возмущается, что соплеменники пытаются разыграть из себя невинность и неведение и тем, что справедливость не восторжествовала: "Спрашивается только, где собственно зачинщики, активные нацисты? В новом обличье сидят они дальше на влиятельных позициях, чтобы при следующем споре опять разыграть "судьбу Европы" (из того же письма).
Позже, в 1956 году, в письме Ицхаку Штерну, говоря о "новых немецких господах", он скажет, что это всё те же старые, "только слегка демократически подкрашенные". А ведь мог бы быть среди этих новых немецких господ, хотя бы мелких.... но - не захотел. После войны он попадал под денацификацию, но был освобождён от серьёзного разбирательства благодаря "своим" евреям, писавшим письма и дававшим показания в его защиту. После этого баварское правительство предложило ему государственную службу. Он отказался. Позже в упомянутом письме Лангу он объяснял свой отказ тем, что это-де была бы новая "бесполезность". Да куда уж лучше-то, тем более человеку, который, по правде сказать, работать не умел? Самая была бы лафа... А он отмахнулся походя от чиновников с их предложением... Зато в 1947 году нашёл работу в мюнхенском бюро Еврейского Агентства в качестве импортёра металлических изделий и машин. Контора, правда, просуществовала только год, но тут зато смог побыть полезным....
Фигассе "оппортунист".


Я всегда выступал за то, что Израиль нужно защищать на Суэцком канале и у Чёрного моря, у Босфора, а не в Иерусалиме.
Оскар Шиндлер в письме Ицхаку Штерну.


Даа... Это как же он представлял себе должные границы Израиля...
Томас Кинелли, писавший книгу о Шиндлере, как-то высказывался по поводу арабо-израильского конфликта в том духе, что и ту и другую сторону жалко. Для Спилберга это, видимо, так же. А вот их герой придерживался одной стороны. С точки зрения абстрактного гуманизма, конечно, можно сказать, что жалко всех. Но: делать эту жалость определяющей в отношении к действующему, не исчерпанному конфликту можно лишь тогда, когда обе воюющие стороны тебе по большому счёту пофиг.
Шиндлеру было не пофиг - в Израиле были "его евреи", члены его "стаи", за которых он должен был бояться всякий раз, когда начиналась новая война. Так с какого перепугу ему было бы в высокий гуманизм впадать в отношении тех, кто мог их уничтожить?
Интересно, что в 1948 году, высказывая в частном письме желание оставить Германию, он говорит, что отправился бы в Израиль, где у него много друзей, но т. к. Израиль "на стратегической линии атаки русских", он не рискнул бы потерей дела своей жизни и семейного имущества для "красного царя". Впоследствии, думаю, стойкая неприязнь к коммунизму и соцлагерю могла дать ему дополнительный повод для того, чтобы быть за Израиль. Но главной причиной оставалось, разумеется, то, что в Израиле были "его евреи". За них и болел.
Интересна часть его переписки с Ицхаком Штерном в 1956 году. В апреле Шиндлер пишет, как обеспокоен тяжёлым положением Израиля при неспособности чем-нибудь помочь "старым друзьям". По окончанию Синайской войны радуется успехам израильских войск, выражает сожаление, что Иерусалим не был взят, но убеждает Штерна, что в будущем это непременно случится. На эйфории даже высказывает желание присоединиться: "Дорогой Ицхак, ты знаешь мою готовность помочь вам чем-нибудь, пусть даже только в качестве водителя танка. Достаточно билета - тотчас прибуду."
А некоторые граждане идеалисты-миротворцы задают вопрос, что бы-де сказал великий хуманист по поводу Литого Свинца или Облачного Столпа... Да если уж сам был готов сесть в израильский танк и переть на нём до Суэца, то подозреваю, скорее возмутился бы тем, что недодавили, чем тем, что ах-ах-израильская-военщина-ответила-насилием-на-насилие. И потом, чем ему, собственно, возмущаться было в поведении Израиля? "Геноцид палестинцев" существует только в воображении "антисионистов" и особо неадекватных миролюбцев, а возмущаться одним фактом ведения военных действий ему не было свойственно. Когда началась война Судного дня, он был в бешенстве - но на арабов. И никакой, панимаиш, жалости к бедной арабской птичке, что всего-навсего хотела уничтожить Израиль...


У Западной стены в Иерусалиме. Отсюда.

Дэвид Кроу, биограф Шиндлера, отмечает, что поношения типа "жидовский прихвостень", которые Оскару приходилось слышать в свой адрес в послевоенной Германии, не могли удержать его от высказываний в поддержку Израиля, которые иногда оскорбляли людей с более проарабскими настроениями. Мда... Надо было пасть на замке держать, чтобы ненароком никого не оскорбить произраильскими симпатиями... Хотя, надо сказать, Шиндлеру повезло ещё, что он это своё оскорбительное мнение выражал в 50-е - 70-е годы. В самоликвидирующейся Европе, подозреваю, мужика бы сожрали... И поношения в свой адрес он получал всё-таки не за это, а за спасение евреев (к тому же он свидетельствовал на некоторых процессах против нацистских преступников, чем тоже подпортил себе репутацию). Нет, официоз-то, конечно, даже на скромные запоздалые почести в виде креста за заслуги в 60-е годы разорился (к чему Шиндлер отнёсся достаточно спокойно), но вот обыватель - он разный бывает. Бывает и недобитым нацистом, и даже нередко.
Хотя всё это мелочи, конечно... Ну, получал Шиндлер брань в свой адрес вкупе с сожалениями о том, что не отправился в газовку вместе со своими евреями... Ну, схлопотал как-то арматурой по спине под ту же брань... Ну, отказался бизнес-партнёр вести с ним дела, узнав, что он "друг евреев"... Ну, загремел он под суд за то, что дал в рыло какому-то обормоту, обозвавшему его "жидолюбом" или чем-то в этом роде... Ну, вынужден был этому обормоту ещё и компенсацию платить... Мелочи жизни, можно сказать.
В Израиль он впервые приехал в 1962 году; его встречала толпа его евреев. После этого он приезжал в Израиль каждый год, и это было для него счастливое время. Его еврейские и немецкие друзья, зная его любовь к Израилю и слыша от него фразы типа "мой дом - в Израиле", удивлялись, почему он всё равно возвращался в Германию, где должен был влачить весьма жалкое и бесцветное существование. Но Шиндлер ощущал себя по-прежнему немцем, и конкретно судетским немцем: во Франкфурте, где он жил последние годы, жили и его земляки, они там кучковались в некое подобие общины, и это поддерживало его связь с прошлым, со своими, как ни банально звучит, корнями, что, очевидно, имело для него ценность. Только в предчувствии скорой смерти он решился разорвать эту связь, завещав похоронить его в Израиле, с тем объяснением, что там "его дети".


Шиндлер вместе с Арье Саде (Леоном Биттерсфельдом) и его дочерьми. Рамат-Ган. Отсюда. Арье Саде, бывший во время войны подростком, отпраздновал в прошлом году запоздалую бар-мицву.

Да, так возвращаясь к птичкам... вот как такого в хуманисты записывать? Может, и не надо - по крайней мере, пока под гуманизмом понимается непротивленчество, борьба за права террористов и тому подобный неадекват.... А то некоторые граждане, поведясь на ярлык хуманиста, способны ставить его рядом с... Ганди!! Чем думают люди? Ганди, который считал, что немецкие евреи должны "совершить коллективное самоубийство" (!!!), дабы Прогрессивное Человекчество на Гитлера вознегодовало... По мне так не слишком лестное соседство... При том, что на "святого" понятно кто из них больше похож, но я предпочту вменяемость самой что ни на есть кристалльной личной святости.

Святостью Шиндлер действительно, мягко говоря, не блистал... А оно было надо?

Продолжение следует. Политическая часть закончена, вторая будет моралистической.


P. S. Пост планировался для ЖЖ, но поскольку в ЖЖ жуткий гемор с картинками и вообще сложными постами, то написал здесь. Пост сделал открытым, чтобы потом сослаться на него в ЖЖ (когда вторая часть будет готова), а комментирование ограничил, ибо ФГМ-щики, что любят на такие темы сбегаться, мне тут не нужны.

@темы: Оскар Шиндлер

URL
Комментарии
2013-07-21 в 13:00 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
А в какую сторону-то разоблачают? :upset: Типа, не было ничего, а Шиндер плохой-нехороший? Хм... Ну, после "разоблачений" в Медном меня уже ничто не удивляет (трупов не было ащще!).

У меня сложилось впечатление, что большинство людей может представить себе лишь два побудительных мотива для вступления в партию - идейный либо шкурный
А это, ИМХО, потому, что очень не хочется представить себя на месте такого среднего немца. Я не фанатик и не карьерист, я хороший, так что я бы никогда в НСДАП не вступил, что вы. Нужны "плохие" мотивации.

"Вменяемый человек в невменяемом мире" — точнее не скажешь.

2013-07-21 в 13:25 

Hagene der degen
Kriemhild von Tronege, да в разные стороны. Начиная от куриных обмороков от того, что он пил, курил и шастал по бабам (вообще-то он и в кино это делает, но некоторые умудрились смотреть на экран и видеть фигу) до полного отрицания того, что было (границ у невменяемости нет, как известно). По поводу хорошести/плохости будет подробнее в продолжении.
Поправьте его фамилию, а то жуть получилась.

Я не фанатик и не карьерист, я хороший, так что я бы никогда в НСДАП не вступил, что вы

Да, и откуда только было столько членов НСДАП или КПСС, когда большинство людей - такие хорошие? :)

URL
2013-07-21 в 13:40 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Hagene der degen, поправить не могу, времени много прошло. Можно удалить каммент :)

Да, и откуда только было столько членов НСДАП или КПСС, когда большинство людей - такие хорошие?
Это они только там/тогда плохие, а мы-то тут хорошие, мы знаем, как надо.

2013-07-21 в 13:44 

Hagene der degen
Kriemhild von Tronege, это Ваш коммент, ещё разрешения спрашиваете. :)

Это они только там/тогда плохие, а мы-то тут хорошие, мы знаем, как надо.

Ну да, хорошие и уж ни в жисть бы так не вляпались!

URL
2013-07-21 в 14:02 

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Hagene der degen, я не разрешения спрашиваю, я совет даю :gigi: . Удалить я его не могу, и вообще ничего не могу с ним сделать, потому что прошло время.

2013-07-22 в 17:54 

Hagene der degen
Kriemhild von Tronege, оставлю, а то мой комментарий будет первым в качестве ответа неизвестно на что. :)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Auf der Wacht

главная