Осталось рассказать совсем немного. Непосредственным продолжением истории гибели Нибелунгов является возвращение Дитриха – после такого опустошительного побоища ему нет больше смысла оставаться у гуннов (среди вернейших друзей, которых он потерял, по имени он называет троих – Рюдигера, Гунтера и Хагена), и он решает окончательно справиться с Эрменрихом. Но нас интересует не это, а завершение нибелунговского цикла. Всё же Хаген не простого удовольствия ради в последнюю ночь своей жизни попросил себе женщину…
Сын Хагена, мстящий за отца, известен в разных версиях сказания. В Старшей Эдде он появляется в «Гренландской песни об Атли»; там его зовут Хнифлунг и он при помощи Гудрун проникает к Аттиле и убивает его. Он фигурирует также в Младшей Эдде и Саге о Вёльсунгах – везде в этом одном эпизоде. На немецкой почве, как можно будет увидеть, для истории мести был задействован один фольклорный сюжет, делающий месть не только страшной, но и «поучительной». Более поздние источники из Дании, восходящие к немецкой версии, называют сына Хагена Ранке, а объектом мести оказывается уже Кримхильда. В Тидрексаге мстителя зовут Альдриан, и мстит он, «по-старому», Аттиле. История эта не вполне согласуется с тем, как было рассказано о гибели Нибелунгов; как я уже говорил, в саге виден «шов» между версией более старой и более новой.
История эта совсем короткая, и тем, кто читал мои другие посты на нибелунговскую тему, будет уже не очень-то в новость. Однако сама по себе это впечатляющая история и написана очень хорошо.

читать дальше

@темы: Nibelungen

Комментарии
29.01.2012 в 20:07

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Спасибо за финал! :chup2: А ещё что-нибудь есть? ;-)

В Тидрексаге мстителя зовут Альдриан, и мстит он, «по-старому», Аттиле. История эта не вполне согласуется с тем, как было рассказано о гибели Нибелунгов; как я уже говорил, в саге виден «шов» между версией более старой и более новой.
Да уж шов здесь ещё поярче, чем между двумя линиями в Песни :wow2:

Теперь мальчику было 12 лет, и Аттила очень любил его. У самого Аттилы был сын, которому было 11 лет (не пытайтесь это согласовать с предыдущей частью ). Его и Альдриана воспитывала та же женщина.
Ха, ну надо же! Аттила быстро утешился после страшных событий и снова женился? :) А что, можно успеть...

Альдриан, однако, ничего не заметил, пока один рыцарь не потушил огонь. Аттила спросил: «Альдриан, о чём думаешь ты так усердно, что совсем забыл убрать огонь от своей ноги?»
Для того, чтобы произнести многозначительную угрозу - такое стерпеть... Альдриан поражает.

Однажды, когда Аттила отправился со своими людьми на охоту в лес (на это, видимо, сил хватало…), его свита отлучилась от него и с ним остался только Альдриан
Хм, отправляться на охоту с Хагеном, равно как и с его сыном - опасное дело для беспечных врагов...

«Ты хочешь есть ячмень и пить воду из голоду, да? Но ты этого не получишь. Пей золото и серебро, которого ты долго жаждал!»
Брр. Вся эта история с приездом, поочерёдным открыванием трёх дверей, не говоря уж о последующем - такой триллер. Это воспринимается совсем не так, как тот же сюжет в Хвенской хронике, - здесь-то не Кримхильда, а Аттила, который, по большому счёту, ни в чём не виноват... По крайней мере, виновен не настолько, чтобы так мстить.

Затем он поехал в страну Нибелунгов к королеве Брюнхильде (а тётенька-то всех пережила!).
Ух ты! (что-то я меня от этого рассказа - сплошные междометия) Какой приятный сюрприз! :-D

получил королевство в стране Нибелунгов
То есть выходит, вся Бургундия досталась ему?

А державу Аттилы тихо-мирно прибрал себе Дитрих по совету друзей, которые были при Аттиле во время пребывания Дитриха в стране гуннов. (А что, не быть же стране совсем бесхозной... )
Сын Аттилы куда-то сгинул, однако... Какая туманная судьба у персонажа :)
29.01.2012 в 20:23


А ещё что-нибудь есть?
А что может быть ещё? С этим я вроде закончил... :)

Про сына Аттилы я сам не понял, к чему он тут вообще.

Для того, чтобы произнести многозначительную угрозу - такое стерпеть...
Потомство Хагена в огне не горит. :alles:

потому что здесь-то не Кримхильда, а Аттила, который, по большому счёту, ни в чём не виноват...
Там, где сочинили эту историю, явно ещё помнили, что это он мог быть виноват.

Какой приятный сюрприз!
Да, не самоубиваться же ей из-за каких-то там Зигфридов! :-D

То есть выходит, вся Бургундия досталась ему?
Выходит, типа того...
29.01.2012 в 20:34

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
А что может быть ещё? С этим я вроде закончил...
Сама пока не знаю, просто с разгону хочется прочесть чего-нибудь ещё :crznope: . Или посмотреть-послушать! :thnk: читать дальше

Про сына Аттилы я сам не понял, к чему он тут вообще.
Остаток какого-то сюжета? Это не ниточка к убитым сыновьям Гудрун?
Смысл здесь есть только в том, что Альдриан воспитывался с ним вместе, показатель доверия со стороны Аттилы - и, с другой стороны, понятно, почему Альдриан всегда при короле. Но даже с учётом всего - довольно бредово...

Потомство Хагена в огне не горит.
:five: И, верно, в воде не тонет, если вспомнить его переправу через реку. А Вы ещё говорили, что обошлось без магических штучек! ;-) Хотя, так-то - поправка на эпос, конечно.

Там, где сочинили эту историю, явно ещё помнили, что это он мог быть виноват.
Литературоведческий детектив "Кто всё-таки сгубил Нибелунгов?". :-D Все виновные будут наказаны!

Да, не самоубиваться же ей из-за каких-то там Зигфридов!
Даже из-за Сигурда не стоило...

Выходит, типа того...
Для дважды бастарда - очень даже неплохо. У молодого человека определённо была голова на плечах :vo:
29.01.2012 в 20:45

Сама пока не знаю, просто с разгону хочется прочесть чего-нибудь ещё . Или посмотреть-послушать!

Уж не знаю, что ещё... :upset: В ближайшее время всё равно вряд ли что будет.
Когда осенит что-нибудь и в реале не будет завала - тогда да.

Остаток какого-то сюжета?
Может быть....:hmm:

И, верно, в воде не тонет, если вспомнить его переправу через реку
Чью переправу, Хагена? Так там никаких магических штучек не было, так что не надо! :nini:

У молодого человека определённо была голова на плечах
Папа бы порадовался... :laugh:
29.01.2012 в 20:50

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Уж не знаю, что ещё... В ближайшее время всё равно вряд ли что будет.
Да это я так, размечталась :shy:

Когда осенит что-нибудь и в реале не будет завала - тогда да.
Вы как-то обещали про главный мэсседж творчества Верди ;)

Чью переправу, Хагена? Так там никаких магических штучек не было, так что не надо!
Всё в сумме очень впечатляет :) Но это, конечно, было притянуто за уши к "в огне не горит". Вот насчёт огня точно, а тут...

Папа бы порадовался...
Достойный наследник :yes: И к тому же король в своём праве, без всяких Гунтеров.
29.01.2012 в 21:02

Вы как-то обещали про главный мэсседж творчества Верди
Говорю же - если будет вдохновение и не будет в лом в и без того утомительные времена..
Я подумал было, что Вам хочется ещё чего-нибудь по нибелунгам...

Всё в сумме очень впечатляет
Так всё в сумме было достигнуто без всяких волшебных прибамбасов. :)
Это, между прочим, может кому-то казаться обидным. Я встречал в немецком интернете сетования на то, что Зигфрид был прикончен обычным человеком... :-D

И к тому же король в своём праве, без всяких Гунтеров.
:five:
29.01.2012 в 21:03

Mind shall not falter nor mood waver
Спасибо! Да, действительно, здесь Аттила уже не губитель Нибелунгов, а мстят ему всё равно. Логика контаминации, что поделать :upset:
29.01.2012 в 21:08

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Я подумал было, что Вам хочется ещё чего-нибудь по нибелунгам...
Конечно же хочется! Просто про Верди - моя режиссёрская мечта :) Дайте мне лекарство от жадности да побольше...

Это, между прочим, может кому-то казаться обидным. Я встречал в немецком интернете сетования на то, что Зигфрид был прикончен обычным человеком...
Упс. :wow: Интере-есное кино. Как обычному человеку дракона завалить, попав в единственное уязвимое местое в броне - так подвиг, а как обычному человеку такого терминатора прихлопнуть, опять-таки попав в единственное уязвимое место - так злодейство. Кстати, мне вдруг пришла на ум аналогия между убийством Зигфрида и драконоубийством как таковым - хотя это, наверное, только что не общее место? :)
29.01.2012 в 21:16

Mind shall not falter nor mood waver
Это, между прочим, может кому-то казаться обидным
Ну и ну. Это что-то новенькое. Эпос всё ж таки не комиксы Марвел...

Kriemhild von Tronege, у Ланга эта аналогия очень сильно видна, но не помню, чтобы это акцентировалось где-то ещё. В самой-то Песни дракон не то что на втором, на десятом плане.
29.01.2012 в 21:24

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Эпос всё ж таки не комиксы Марвел...
Himmelblau, тшшшшш! Пока они тебя не услышали... а то вдруг доберутся :str:

у Ланга эта аналогия очень сильно видна, но не помню, чтобы это акцентировалось где-то ещё. В самой-то Песни дракон не то что на втором, на десятом плане.
Учитывая постоянные сюжетные параллели в Тидрексаге, такой мотивчик имеет право на существование, мне кажется.
Всё, мне это надоело :) Что же это я ничего не знаю! У меня же лежит несмотренный Ланг! Вот сейчас сяду и буду смотреть две серии подряд :winnie:
29.01.2012 в 21:25

Kriemhild von Tronege, не в том дело. А в том, что у Зигфрида-де и роговая кожа, и плащ-невидимка, и сражался со сказочными существами - а тут Хаген, нормальный человек, какая проза.

Himmelblau, Это что-то новенькое.
И я удивился. Есть в этом что-то... детское.
29.01.2012 в 21:27

Да, с этого момента ввожу запрет на тему Ланга в моём дневнике! :protest: :hang:
29.01.2012 в 21:30

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Hagene der degen, не в том дело. А в том, что у Зигфрида-де и роговая кожа, и плащ-невидимка, и сражался со сказочными существами - а тут Хаген, нормальный человек, какая проза.
Гадость.
В самом деле, люди, воспитанные на комиксах...

Да, ввожу запрет на тему Ланга в моём дневнике!
Молчу, молчу и даже не дышу я! :kapit:
Но знать-то уже это кино надо. А то хожу как неграмотная. Во ВГИКе, я читала, это вообще - программа :susp:
29.01.2012 в 21:31

Mind shall not falter nor mood waver
Kriemhild von Tronege, ну читать дальше
*тоже умолкает*
29.01.2012 в 21:37

Во ВГИКе, я читала, это вообще - программа
О Боже... и люди после этого будут думать, что это и есть эпос о Нибелунгах...

:apstenu:

*слова кончились* :-(
29.01.2012 в 21:42

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
О Боже... и люди после этого будут думать, что это и есть эпос о Нибелунгах...
Хаген, Хаген, простите меня, но два слова: Ланг был умный чувак, дельный режиссёр и чувствовал фактуру. То, что с Нибелунгами вышла хрень, как минимум, в смысле отношений с первоисточником - уже другой разговор. Но какие-то вещи оттуда можно подцепить, судя по тому, что я вижу сейчас. Я искренне надеюсь, что там найдётся нормальный препод по зарубежной литературе, - у нас, например, люди будут знать Песнь, Илиаду и прочие необходимые нормальному человеку вещи, у нас по этому делу хорошие педагоги. Так что, возможно, есть жизнь на Марсе.
29.01.2012 в 21:59

Так что, возможно, есть жизнь на Марсе.
Нет её там и не будет...
Я вот некогда ходил по форумам и блогам, махал оружием на ту тему, что вагнеровское "Кольцо" не то же самое, что сам эпос. Швах просто, все понимают "по умолчанию", что "Фауст" Гуно это не "Фауст" Гёте, что "Пиковая дама" Чайковского не "Пиковая дама" Пушкина, а как заходит о "Кольце", которое с первоисточниками куда слабее связано - так полно народу уверено, что это тот самый эпос и есть. Потом я на это дело плюнул. Позже я встретил высказывание одного человека, знакомого и с "Кольцом", и с "Песнью", что "Кольцо" это та же "Песнь". Лишний раз подумал, что глупо было потуги на просвещение выражать.
А тут, тем более, кино.
29.01.2012 в 22:09

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Нет её там и не будет...
Я буду одна кататься по нему на марсоходе и пытаться сделать что-нибудь адекватное.

что "Пиковая дама" Чайковского не "Пиковая дама" Пушкина
Хаген, этого тоже не понимает каждый второй, и это убийство! Особенно режиссёры, которые постоянно пытаются за уши притащить Чайковского к Пушкину. Я просто занималась "Пикой" - писала план постановки при поступлении, - и, скажу Вам, это ужос - как люди не понимают Чайковского, его музыку и вообще разницу между произведениями. Как с Мейерхольда началось, так и продолжается.
"Фаусту" просто повезло :)

Позже я встретил высказывание одного человека, знакомого и с "Кольцом", и с "Песнью", что "Кольцо" это та же "Песнь". Лишний раз подумал, что глупо было потуги на просвещение выражать.
:depress2: Это из разряда "Имеющие уши да услышат". Можно человека носом тыкать, он всё равно не увидит очевидного... Я так не вижу в лесу грибы, а тут речь идёт об искусстве. :nope:
29.01.2012 в 22:22

Особенно режиссёры, которые постоянно пытаются за уши притащить Чайковского к Пушкину

А наоборот - Пушкина к Чайковскому? Кто-нибудь говорил, что Чайковский - это самый что ни на есть Пушкин? С "Песнью" именно такая беда. Вторичные произведения не "подтягиваются" к первичному, а выдаются за него и так воспринимаются.
29.01.2012 в 22:26

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
А наоборот - Пушкина к Чайковскому? Кто-нибудь говорил, что Чайковский - это самый что ни на есть Пушкин? С "Песнью" именно такая беда. Вторичные произведения не "подтягиваются" к первичному, а выдаются за него и так воспринимаются.
Нет, здесь другая беда. Зато с "Евгением Онегиным" - просто картинка: одни снижают и обыронивают оперу, а другие делают оперу из романа. Так и тягают вещь в разные стороны.
Но корень проблемы, ИМХО, один: нежелание вчитываться, вслушиваться в произведение, попытка мерять его по себе и снижать до себя.
29.01.2012 в 22:41

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
З.Ы. Я вот некогда ходил по форумам и блогам, махал оружием на ту тему, что вагнеровское "Кольцо" не то же самое, что сам эпос.
По крайней мере, в чём-то это было не зря: я читала, на меня подействовало, причём очень сильно. И это минимум миниморум. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся, и всё такое :)
29.01.2012 в 22:49

Да любую ересь можно было бы стерпеть (в крайнем случае - обстебать или обматерить), если бы это не воспринималось как сам первоисточник.

я читала, на меня подействовало, причём очень сильно. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся, и всё такое
Здесь слово упало на уже подготовленную почву. :)
29.01.2012 в 22:57

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Да любую ересь можно было бы стерпеть (в крайнем случае - обстебать или обматерить), если бы это не воспринималось как сам первоисточник.
Да. Кстати, здесь существует та проблема, что большинство интерпретаций нормально паразитирует на оригинале, а не стоят от него отдельно, как в случае с Пушкиным и Чайковским. Хотя Вагнер вот стоит особняком... не виноватый в том, что в мире столько идиотов.

Здесь слово упало на уже подготовленную почву.
Если уж я об этом заговорила: тут даже важнее был результат, потому что я пребывала в этической путанице относительно Песни и моих с ней отношений. Пришлось сделать немаловажные выводы относительно жизни и искусства вапще :)
29.01.2012 в 23:01

Если уж я об этом заговорила: тут даже важнее был результат, потому что я пребывала в этической путанице относительно Песни и моих с ней отношений.

Вот как? В чём же, если не секрет, состояла путаница? :)
29.01.2012 в 23:09

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Вот как? В чём же, если не секрет, состояла путаница?
Я недоумевала, почему - то ли я понимаю Песнь не так, то ли такая толпа народа вокруг понимает Песнь не так (причём так получилось, что на тот момент - поголовно все! "Какая сволочь этот твой Хаген". ) И чисто композиционно - ну какой Зигфрид главный герой и пр. И, собственно, его убийство... :facepalm: По логике вещей, правду должно было знать большинство, но я не могла заставить себя воспринимать всё по-другому, и порядком побегала по потолку, пока - ну, пока Вы меня не убедили :) Пришлось признать тот странный факт, что большинство бывает неправо, а я - права, и это, что важно, это не я одна. И что этика... тут я что-то затрудняюсь с формулировкой, но это что-то важное. :)
29.01.2012 в 23:22

Про этику, может, то, что не так всё просто (как бы общо это ни звучало), поскольку "Песнь" вообще построена не на какой-нибудь "моральной" или любой другой умозрительной схеме. То-то попытки подогнать описанное под одну "общую идею" всегда оборачиваются профанацией и... дикими моральными (точнее, аморальными) вывертами.

Пришлось признать тот странный факт, что большинство бывает неправо, а я - права, и это, что важно, это не я одна.
И мы не одни. :wine:
29.01.2012 в 23:26

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Про этику, может, то, что не так всё просто (как бы общо это ни звучало), поскольку "Песнь" вообще построена не на какой-нибудь "моральной" или любой другой умозрительной схеме.
Да! Примерно об этом я и хотела сказать :shame: . Что произведение куда глубже, чем о нём обычно полагают.
Хотя вот с "Жестой о Роланде" всё просто, как полено. :hmm: :)

И мы не одни
:friend:
30.01.2012 в 18:36

Хотя вот с "Жестой о Роланде" всё просто, как полено.
Тут даже и сравнения нет.
30.01.2012 в 19:25

Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Тут даже и сравнения нет.
Почему-то немцы и скандинавы в этом смысле обошли всю остальную Европу - и психологизм, и яркость, и конфликты, и без чёрно-белости... Или это просто так кажется - если погрузиться с головой во французский эпос, то можно там что-то найти... :nope:
30.01.2012 в 19:41

*пришла позже всех* спасибо большое!
У Хагена, как и полагалось, сын с железными нервами. Даже жаль, что Аттила был не так уж повинен.