воскресенье, 29 января 2012
Осталось рассказать совсем немного. Непосредственным продолжением истории гибели Нибелунгов является возвращение Дитриха – после такого опустошительного побоища ему нет больше смысла оставаться у гуннов (среди вернейших друзей, которых он потерял, по имени он называет троих – Рюдигера, Гунтера и Хагена), и он решает окончательно справиться с Эрменрихом. Но нас интересует не это, а завершение нибелунговского цикла. Всё же Хаген не простого удовольствия ради в последнюю ночь своей жизни попросил себе женщину…
Сын Хагена, мстящий за отца, известен в разных версиях сказания. В Старшей Эдде он появляется в «Гренландской песни об Атли»; там его зовут Хнифлунг и он при помощи Гудрун проникает к Аттиле и убивает его. Он фигурирует также в Младшей Эдде и Саге о Вёльсунгах – везде в этом одном эпизоде. На немецкой почве, как можно будет увидеть, для истории мести был задействован один фольклорный сюжет, делающий месть не только страшной, но и «поучительной». Более поздние источники из Дании, восходящие к немецкой версии, называют сына Хагена Ранке, а объектом мести оказывается уже Кримхильда. В Тидрексаге мстителя зовут Альдриан, и мстит он, «по-старому», Аттиле. История эта не вполне согласуется с тем, как было рассказано о гибели Нибелунгов; как я уже говорил, в саге виден «шов» между версией более старой и более новой.
История эта совсем короткая, и тем, кто читал мои другие посты на нибелунговскую тему, будет уже не очень-то в новость. Однако сама по себе это впечатляющая история и написана очень хорошо.
читать дальшеПосле гибели Нибелунгов Аттила продолжал править своей державой. При нём рос Альдриан, сын Хагена и той женщины, которую привёл ему Дитрих. Теперь мальчику было 12 лет, и Аттила очень любил его. У самого Аттилы был сын, которому было 11 лет (не пытайтесь это согласовать с предыдущей частью
). Его и Альдриана воспитывала та же женщина.
Однажды вечером Аттила сидел на своём месте и перед ним стоял Альдриан со свечой. Там был очаг, из которого выскочило горящее полено, упало на ногу Альдриану и прожгло ему обувь и саму ногу. Альдриан, однако, ничего не заметил, пока один рыцарь не потушил огонь. Аттила спросил: «Альдриан, о чём думаешь ты так усердно, что совсем забыл убрать огонь от своей ноги?» Тот ответил: «Господин, я думал о том, как мало на это обращается внимание, когда перед тобой стоят булки, всевозможные лакомства и лучшее вино; придёт ли день, когда ты, возможно, будешь есть ячменный хлеб и пить воду.» Король ответил, что как такое могло прийти на ум; в юные годы в военных походах ему приходилось голодать и испытывать жажду, но теперь он стар и дряхл и уже не выйдет в поход, где должен был бы пить воду и есть мужицкий хлеб.
Однажды, когда Аттила отправился со своими людьми на охоту в лес (на это, видимо, сил хватало…), его свита отлучилась от него и с ним остался только Альдриан, и тот спросил, насколько великое сокровище было у Зигфрида, то, что зовётся кладом Нибелунгов. Аттила сказал: «Богатство, что зовётся кладом Нибелунгов, это самое большое количество золота, что когда-либо собиралось в кучу, насколько мы знаем.» Альдриан спросил: «Кто охраняет эти сокровища? Ты не знаешь этого, господин?» Король ответил: «Я не знаю, кто их охраняет и где они спрятаны, и думаю, что ни один человек этого не знает.» Альдриан возразил: «Господин, чем ты вознаградишь того человека, который может показать тебе клад Нибелунгов?» Король: «Кто может это сделать? Я бы сделал его могущественным человеком в моей державе, так что едва ли кто-то был бы так могуществен как он.» На это Альдриан ответил, что может быть так, что этот человек – он, и Аттила сказал, что это было бы большим счастьем. «Если хочешь, чтобы я сказал тебе, где спрятан клад Нибелунгов, тогда мы должны ехать вдвоём, и чтобы никто третий не следовал за нами»? - сказал Альдриан. Король согласился, Альдриан же сказал, что на этот раз они должны ехать домой; так и сделали.
Через несколько дней Аттила захотел поехать в лес и не брать с собой никого, кроме Альдриана. Его людям это показалось удивительным, т. к. Аттила был стар и уже нетвёрдо сидел в седле; им казалось неподходящим, что с ним будет только один попутчик. Но Аттила хотел, чтобы больше никто с ним не ехал. Они уехали далеко в лес и прибыли к горе. Там Альдриан открыл поочередно три двери и вошёл в гору, и Аттила вслед за ним. Альдриан сказал, что здесь клад Нибелунгов, пошёл дальше и показал ему золото, серебро и оружие. В одном месте было богатство, которым владел Гунтер. Затем Аттила пошёл дальше туда, где лежало богатство, принадлежавшее Хагену из Трои, и его было не меньше, чем в предыдущем месте. Аттила долго всматривался в каждый предмет. Альдриан вошёл глубже и велел Аттиле пойти за ним; там он показал добро, которым владел Зигфрид, и там было ещё столько же всего. Аттила очень обрадовался и думал, что ни один король не будет в его дни богаче чем он.
Альдриан обошёл гору изнутри, повернулся к дверям, вышел и захлопнул створку за собой. Аттила закричал: «Мой добрый друг Альдриан, приди снова сюда ко мне.» Альдриан ответил: «Господин, теперь у тебя так сверхдостаточно золота, серебра и драгоценностей, что тебе больше нечего желать. Но я долго жил так, что располагал немногим имуществом. Теперь я хочу пойти в лес развлечься.» Он закрыл вторую и третью дверь и завалил вход камнями и торфом. Теперь Аттила понял, что сделал юноша, и что он хочет отомстить за отца и всех Нибелунгов.
Через три дня Альдриан пришёл к горе. Аттила застучал в дверь и закричал: «Добрый друг Альдриан, открой гору! Я дам тебе золота и серебра, сколько ты хочешь, поставлю тебя во главе своей державы и искуплю тебе твоего отца и друзей. Ты будешь один владеть всем этим золотом и серебром, что здесь в скале, и ещё многим другим в придачу. Я также никогда тебя не упрекну тем, что ты сделал.» Альдриан ответил: «Король Аттила, ты горячо желал клада Нибелунгов, когда твой шурин Гунтер и его братья были живы. Теперь ты сделался счастлив, что можешь один обладать всем золотом и серебром, что они имели. Исполнилось ли то, что я думал: что придёт день, когда бы ты стал есть ячмень и пить воду?» Аттила ответил: «Теперь я хотел бы этого с удовольствием, если бы только это имелось.» Альдриан: «Ты хочешь есть ячмень и пить воду из голоду, да? Но ты этого не получишь. Пей золото и серебро, которого ты долго жаждал!» Альдриан взял гальку и торф и завалил дверь.
Затем он поехал в страну Нибелунгов к королеве Брюнхильде (а тётенька-то всех пережила!). Она любезно приняла его, и он рассказал ей, как отомстил за Гунтера, Хагена и их братьев и что Аттила с величайшей вероятностью мёртв. Она пожелала ему благодарности Бога за то, что ему удалось отомстить за своего отца. Она созвала своих людей и велела рассказать им эту новость, и дала Альдриану много рыцарей, чтобы он овладел своей державой. Альдриан прошёл по стране с большим войском, получил королевство в стране Нибелунгов и такую большую державу, как была у Гунтера и Хагена. Он правил до своей смерти. Аттила же потерял свою жизнь и с тех пор ни один человек не узнал, где спрятан клад Нибелунгов, т. к. Альдриан, который один это знал, никогда не брал эти сокровища.
А державу Аттилы тихо-мирно прибрал себе Дитрих по совету друзей, которые были при Аттиле во время пребывания Дитриха в стране гуннов. (А что, не быть же стране совсем бесхозной...
)
@темы:
Nibelungen
В Тидрексаге мстителя зовут Альдриан, и мстит он, «по-старому», Аттиле. История эта не вполне согласуется с тем, как было рассказано о гибели Нибелунгов; как я уже говорил, в саге виден «шов» между версией более старой и более новой.
Да уж шов здесь ещё поярче, чем между двумя линиями в Песни
Теперь мальчику было 12 лет, и Аттила очень любил его. У самого Аттилы был сын, которому было 11 лет (не пытайтесь это согласовать с предыдущей частью ). Его и Альдриана воспитывала та же женщина.
Ха, ну надо же! Аттила быстро утешился после страшных событий и снова женился?
Альдриан, однако, ничего не заметил, пока один рыцарь не потушил огонь. Аттила спросил: «Альдриан, о чём думаешь ты так усердно, что совсем забыл убрать огонь от своей ноги?»
Для того, чтобы произнести многозначительную угрозу - такое стерпеть... Альдриан поражает.
Однажды, когда Аттила отправился со своими людьми на охоту в лес (на это, видимо, сил хватало…), его свита отлучилась от него и с ним остался только Альдриан
Хм, отправляться на охоту с Хагеном, равно как и с его сыном - опасное дело для беспечных врагов...
«Ты хочешь есть ячмень и пить воду из голоду, да? Но ты этого не получишь. Пей золото и серебро, которого ты долго жаждал!»
Брр. Вся эта история с приездом, поочерёдным открыванием трёх дверей, не говоря уж о последующем - такой триллер. Это воспринимается совсем не так, как тот же сюжет в Хвенской хронике, - здесь-то не Кримхильда, а Аттила, который, по большому счёту, ни в чём не виноват... По крайней мере, виновен не настолько, чтобы так мстить.
Затем он поехал в страну Нибелунгов к королеве Брюнхильде (а тётенька-то всех пережила!).
Ух ты! (что-то я меня от этого рассказа - сплошные междометия) Какой приятный сюрприз!
получил королевство в стране Нибелунгов
То есть выходит, вся Бургундия досталась ему?
А державу Аттилы тихо-мирно прибрал себе Дитрих по совету друзей, которые были при Аттиле во время пребывания Дитриха в стране гуннов. (А что, не быть же стране совсем бесхозной... )
Сын Аттилы куда-то сгинул, однако... Какая туманная судьба у персонажа
А ещё что-нибудь есть?
А что может быть ещё? С этим я вроде закончил...
Про сына Аттилы я сам не понял, к чему он тут вообще.
Для того, чтобы произнести многозначительную угрозу - такое стерпеть...
Потомство Хагена в огне не горит.
потому что здесь-то не Кримхильда, а Аттила, который, по большому счёту, ни в чём не виноват...
Там, где сочинили эту историю, явно ещё помнили, что это он мог быть виноват.
Какой приятный сюрприз!
Да, не самоубиваться же ей из-за каких-то там Зигфридов!
То есть выходит, вся Бургундия досталась ему?
Выходит, типа того...
Сама пока не знаю, просто с разгону хочется прочесть чего-нибудь ещё
Про сына Аттилы я сам не понял, к чему он тут вообще.
Остаток какого-то сюжета? Это не ниточка к убитым сыновьям Гудрун?
Смысл здесь есть только в том, что Альдриан воспитывался с ним вместе, показатель доверия со стороны Аттилы - и, с другой стороны, понятно, почему Альдриан всегда при короле. Но даже с учётом всего - довольно бредово...
Потомство Хагена в огне не горит.
Там, где сочинили эту историю, явно ещё помнили, что это он мог быть виноват.
Литературоведческий детектив "Кто всё-таки сгубил Нибелунгов?".
Да, не самоубиваться же ей из-за каких-то там Зигфридов!
Даже из-за Сигурда не стоило...
Выходит, типа того...
Для дважды бастарда - очень даже неплохо. У молодого человека определённо была голова на плечах
Уж не знаю, что ещё...
Когда осенит что-нибудь и в реале не будет завала - тогда да.
Остаток какого-то сюжета?
Может быть....
И, верно, в воде не тонет, если вспомнить его переправу через реку
Чью переправу, Хагена? Так там никаких магических штучек не было, так что не надо!
У молодого человека определённо была голова на плечах
Папа бы порадовался...
Да это я так, размечталась
Когда осенит что-нибудь и в реале не будет завала - тогда да.
Вы как-то обещали про главный мэсседж творчества Верди
Чью переправу, Хагена? Так там никаких магических штучек не было, так что не надо!
Всё в сумме очень впечатляет
Папа бы порадовался...
Достойный наследник
Говорю же - если будет вдохновение и не будет
в ломв и без того утомительные времена..Я подумал было, что Вам хочется ещё чего-нибудь по нибелунгам...
Всё в сумме очень впечатляет
Так всё в сумме было достигнуто без всяких волшебных прибамбасов.
Это, между прочим, может кому-то казаться обидным. Я встречал в немецком интернете сетования на то, что Зигфрид был прикончен обычным человеком...
И к тому же король в своём праве, без всяких Гунтеров.
Конечно же хочется! Просто про Верди - моя
режиссёрскаямечтаЭто, между прочим, может кому-то казаться обидным. Я встречал в немецком интернете сетования на то, что Зигфрид был прикончен обычным человеком...
Упс.
Ну и ну. Это что-то новенькое. Эпос всё ж таки не комиксы Марвел...
Kriemhild von Tronege, у Ланга эта аналогия очень сильно видна, но не помню, чтобы это акцентировалось где-то ещё. В самой-то Песни дракон не то что на втором, на десятом плане.
Himmelblau, тшшшшш! Пока они тебя не услышали... а то вдруг доберутся
у Ланга эта аналогия очень сильно видна, но не помню, чтобы это акцентировалось где-то ещё. В самой-то Песни дракон не то что на втором, на десятом плане.
Учитывая постоянные сюжетные параллели в Тидрексаге, такой мотивчик имеет право на существование, мне кажется.
Всё, мне это надоело
Himmelblau, Это что-то новенькое.
И я удивился. Есть в этом что-то... детское.
Гадость.
В самом деле, люди, воспитанные на комиксах...
Да, ввожу запрет на тему Ланга в моём дневнике!
Молчу, молчу и даже не дышу я!
Но знать-то уже это кино надо. А то хожу как неграмотная. Во ВГИКе, я читала, это вообще - программа
*тоже умолкает*
О Боже... и люди после этого будут думать, что это и есть эпос о Нибелунгах...
*слова кончились*
Хаген, Хаген, простите меня, но два слова: Ланг был умный чувак, дельный режиссёр и чувствовал фактуру. То, что с Нибелунгами вышла хрень, как минимум, в смысле отношений с первоисточником - уже другой разговор. Но какие-то вещи оттуда можно подцепить, судя по тому, что я вижу сейчас. Я искренне надеюсь, что там найдётся нормальный препод по зарубежной литературе, - у нас, например, люди будут знать Песнь, Илиаду и прочие необходимые нормальному человеку вещи, у нас по этому делу хорошие педагоги. Так что, возможно, есть жизнь на Марсе.
Нет её там и не будет...
Я вот некогда ходил по форумам и блогам, махал оружием на ту тему, что вагнеровское "Кольцо" не то же самое, что сам эпос. Швах просто, все понимают "по умолчанию", что "Фауст" Гуно это не "Фауст" Гёте, что "Пиковая дама" Чайковского не "Пиковая дама" Пушкина, а как заходит о "Кольце", которое с первоисточниками куда слабее связано - так полно народу уверено, что это тот самый эпос и есть. Потом я на это дело плюнул. Позже я встретил высказывание одного человека, знакомого и с "Кольцом", и с "Песнью", что "Кольцо" это та же "Песнь". Лишний раз подумал, что глупо было потуги на просвещение выражать.
А тут, тем более, кино.
Я буду одна кататься по нему на марсоходе и пытаться сделать что-нибудь адекватное.
что "Пиковая дама" Чайковского не "Пиковая дама" Пушкина
Хаген, этого тоже не понимает каждый второй, и это убийство! Особенно режиссёры, которые постоянно пытаются за уши притащить Чайковского к Пушкину. Я просто занималась "Пикой" - писала план постановки при поступлении, - и, скажу Вам, это ужос - как люди не понимают Чайковского, его музыку и вообще разницу между произведениями. Как с Мейерхольда началось, так и продолжается.
"Фаусту" просто повезло
Позже я встретил высказывание одного человека, знакомого и с "Кольцом", и с "Песнью", что "Кольцо" это та же "Песнь". Лишний раз подумал, что глупо было потуги на просвещение выражать.
А наоборот - Пушкина к Чайковскому? Кто-нибудь говорил, что Чайковский - это самый что ни на есть Пушкин? С "Песнью" именно такая беда. Вторичные произведения не "подтягиваются" к первичному, а выдаются за него и так воспринимаются.
Нет, здесь другая беда. Зато с "Евгением Онегиным" - просто картинка: одни снижают и обыронивают оперу, а другие делают оперу из романа. Так и тягают вещь в разные стороны.
Но корень проблемы, ИМХО, один: нежелание вчитываться, вслушиваться в произведение, попытка мерять его по себе и снижать до себя.
По крайней мере, в чём-то это было не зря: я читала, на меня подействовало, причём очень сильно. И это минимум миниморум. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся, и всё такое
я читала, на меня подействовало, причём очень сильно. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся, и всё такое
Здесь слово упало на уже подготовленную почву.
Да. Кстати, здесь существует та проблема, что большинство интерпретаций нормально паразитирует на оригинале, а не стоят от него отдельно, как в случае с Пушкиным и Чайковским. Хотя Вагнер вот стоит особняком... не виноватый в том, что в мире столько идиотов.
Здесь слово упало на уже подготовленную почву.
Если уж я об этом заговорила: тут даже важнее был результат, потому что я пребывала в этической путанице относительно Песни и моих с ней отношений. Пришлось сделать немаловажные выводы относительно жизни и искусства вапще
Вот как? В чём же, если не секрет, состояла путаница?
Я недоумевала, почему - то ли я понимаю Песнь не так, то ли такая толпа народа вокруг понимает Песнь не так (причём так получилось, что на тот момент - поголовно все! "Какая сволочь этот твой Хаген". ) И чисто композиционно - ну какой Зигфрид главный герой и пр. И, собственно, его убийство...
Пришлось признать тот странный факт, что большинство бывает неправо, а я - права, и это, что важно, это не я одна.
И мы не одни.
Да! Примерно об этом я и хотела сказать
Хотя вот с "Жестой о Роланде" всё просто, как полено.
И мы не одни
Тут даже и сравнения нет.
Почему-то немцы и скандинавы в этом смысле обошли всю остальную Европу - и психологизм, и яркость, и конфликты, и без чёрно-белости... Или это просто так кажется - если погрузиться с головой во французский эпос, то можно там что-то найти...
У Хагена, как и полагалось, сын с железными нервами. Даже жаль, что Аттила был не так уж повинен.